18 лет назад произошло уникальное по своему значению событие: подводную лодку переместили сухопутным путем на 5 км! Дело было в Тольятти. Что в этом городе делала субмарина и зачем её решили переместить по суше?
Подлодка Б-307 и её история
Стояла осень далекого 1980 года, когда нижегородский завод «Красное Сормово», занимавшийся ремонтом судов, спустил на воду дизельную субмарину Б-307 проекта 641 Б «Сом». Уже зимой подводная лодка стала нести боевое дежурство. Её поставили на службу и включили в состав Северного флота. Подлодка ходила в Баренцевом, Средиземном и многих других морях.
В Кронштадте Б-307 в середине 90-х встала на средний ремонт. Поскольку времена были трудные, плановый двухлетний ремонт затянулся еще на три года. За эти пять лет подводную лодку отремонтировали на 90% от её боевой готовности. Субмарину исключили из состава Военно-Морского Флота и решили утилизировать немного погодя.
Дальнейшая судьба подводной лодки могла сложиться печально, если бы в тот момент ОАО «АВТОВАЗ» не решило создать Технический музей. Для музея требовался соответствующий экспонат, то есть самая настоящая подлодка. Поскольку Б-307 уже списали, командование Военно-Морского Флота РФ пошло навстречу музею и передало ему судно.
В мае 2003 года субмарину определили в док «Трех эсминцев», чтобы подготовить и переоборудовать её для музейных нужд. Нужно было провести герметизацию лодки, снять ненужный балласт и установить понтоны. Судно покинуло Кронштадт осенью 2003 года. В составе каравана его вели два буксира. Караван пересек три озера — Ладожское, Онежское и Белое, миновал шлюзы Мариинской системы и Волги, прошел Нижний Новгород и достиг Тольятти. Таким образом, Б-307 преодолела 2,2 тыс. км.
Путь до музея по суше
Чтобы доставить Б-307 до музея сухопутным путем, нужно было разработать соответствующее инженерное решение. На поверку оно оказалось не только технически сложным, но и уникальным в своем роде.
Субмарину перемещали по т.н. «лыже» — специальному настилу, длина которого составила 91 м. В конструкции предусмотрели кильблоки, повторяющие очертания подлодки. Чтобы Б-307 «взобралась» на настил, пришлось углубить дно Волги в том месте, где подводное судно должно было выйти на берег. Также уменьшили наклон берега – это обеспечило более плавный выход субмарины. Спланированная трасса составила 4,5 км в длину и 36 м в ширину.
Подлодка оказалась на земле осенью 2004 года, а уже зимой 2005-го она заняла свое место в музее в качестве экспоната.
Вес Б-307 составлял свыше 2 000 т, поэтому для перемещения такой громадины использовали мощные военные тягачи БАТ и эвакуаторы для бронетанковой техники.
Конец этой эпопеи наступил в апреле 2005, когда субмарина заняла отведенное ей место в Техническом музее. Выражаясь фигурально, советское подводное судно всплыло прямо в поволжской российской степи…
Интересный факт: В 1998 году подлодка Б-307 участвовала в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». Ряд сцен фильма сняты внутри именно этой субмарины. Тогда она находилась в водах финского залива.